Лесная охрана: 8-800-100-94-00

/ 07.03.2017 / Просмотров: 223

В Госдуме обсудили земельное законодательство

6 марта 2017 года в Государственной Думе прошли Парламентские слушания на тему «О концепции развития земельного законодательства в Российской Федерации».

Заседание состоялось под председательством главы Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николая Николаева. Также в мероприятии приняли участие депутаты Государственной Думы, представители профильных министерств и ведомств, научного сообщества, общественных организаций и бизнеса. В Парламентских слушаниях приняли участие Заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации – руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Иван Валентик и другие представители Рослесхоза.

В рамках Парламентских слушаний рассматривались такие темы, как современное состояние и развитие земельного законодательства в Российской Федерации, проблема гармонизации и согласования правовых институтов и норм земельного законодательства и иных отраслей: гражданского, градостроительного, экологического законодательства, вопросы регулирования отношений, связанных с использованием земельных участков, а также необходимости развития единой концепции земельного законодательства, учитывающей многоаспектность таких отношений.

В рамках своего выступления руководитель Рослесхоза Иван Валентик предложил несколько изменений в Лесной кодекс – в частности, узаконить предоставление в пользование не только лесных участков, но их частей, наделить органы исполнительной власти субъектов Федерации в области лесных отношений полномочиями по постановке на кадастровый учет и государственной регистрации прав собственности на земельные участки в составе земель лесного фонда, и наделить Рослесхоз полномочиями по судебной защите в отношении лесного фонда.

По действующему в настоящее время общему правилу, закрепленному в земельном законодательстве, двойная аренда земельного участка невозможна.

В тоже время, одним из принципов лесного законодательства является обеспечение многоцелевого лесопользования, то есть возможность передачи одного и того же лесного участка в аренду разным лицам для разных целей. При реализации данного принципа возникают проблемы, которые не урегулированы на законодательном уровне.

В частности, это отсутствие в действующем законодательстве возможности предоставления в пользование частей лесных участков – особенно актуальным данный вопрос является при использовании лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, а также для геологического изучения недр. Данная норма позволяет действующим арендаторам оказывать влияние на дальнейшее предоставление лесных участков в пользование и не позволяет обеспечить соблюдение принципа многоцелевого использования лесов.

Кроме того, возникают проблемы государственного кадастрового учета таких участков, обусловленные пересечением границ земельных участков из состава земель лесного фонда, предоставленные для различных видов использования лесов.

Федеральное агентство лесного хозяйства предлагает внести изменения в Лесной кодекс Российской Федерации, предусматривающие предоставление в пользование не только лесных участков, но их частей, что позволит также упростить порядок предоставления лесных участков, минуя процедуры раздела, объединения лесных участков, и внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о частях в виде обременения исходных лесных участков.

Второй проблемой при предоставлении лесных участков в пользование является отсутствие полномочий органов государственной власти субъектов РФ, исполняющих переданные полномочия в области лесных отношений, по подаче заявлений о государственной регистрации права федеральной собственности в отношении лесных участков. Подавать заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на лесные участки может только Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Однако в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса полномочия по организации использования лесов переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Отсутствие соответствующих полномочий приводит к невозможности регистрации прав Российской Федерации без участия территориальных органов Росимущества, что оказывает влияние на сроки образования и предоставления лесных участков, а также регистрации обременения права федеральной собственности в виде аренды.

В связи с этим, Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федеральным агентством лесного хозяйства предлагают было предложено наделить органы исполнительной власти субъектов Федерации в области лесных отношений полномочиями по подаче заявления о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав собственности на земельные участки в составе земель лесного фонда.

Также Иван Валентик коснулся вопроса «лесной амнистии», который будет подробно рассмотрен в рамках Парламентских слушаний 16 марта 2017 года.

Одним из вопросов, который регулируется указанным законопроектом, является обеспечение судебной защиты права федеральной собственности на земли лесного фонда. В настоящее время такими полномочиями обладает исключительно Росимущество, осуществляющее полномочия собственника в отношении всего федерального имущества.

«Учитывая, что Федеральное агентство лесного хозяйства обладает рядом специальных полномочий в области лесных отношений, таких как  установление границ лесничеств и лесопарков, обобщение документированной информации государственного лесного реестра, проведение кадастрового учета в отношении лесного фонда, наделение Рослесхоза на законодательном уровне полномочиями по судебной защите в отношении лесного фонда позволит повысить эффективность защиты интересов Российской Федерации», – подчеркнул Заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации – руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Иван Валентик.