Лесная охрана: 8-800-100-94-00

/ 12.09.2016 / Просмотров: 183

В борьбе с лесными пожарами в 2017 году будут применены возрожденные и новые технологии

Уже весной 2017 года лесные пожарные будут тушить возгорания в лесах по новому – в ход пойдут как давно известные методы: искусственное вызывание осадков и использование взрывчатых веществ, так и новые технологии: негорючая кремниевая пена, противопожарные барьеры из термостойких материалов и беспилотные летательные аппараты. Инновационные разработки в области борьбы с лесными пожарами заслуга российских ученых.

«Принятый 23 июня 2016 года Федеральный закон от N 218-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений» внёс в Лесной кодекс кардинальные изменения в части борьбы с лесными пожарами – лесным пожарным вернули право на использование технологий искусственного вызывания осадков в целях тушения лесных пожаров и на использование взрывчатых веществ для создания противопожарных минерализованных полос в рамках борьбы с лесными пожарами», – объясняет руководитель Рослесхоза Иван Валентик.

Старые методики возвращаются на новом технологическом уровне – вместо применявшихся с 1939 года динамитных, а затем тротиловых, шашек будет использоваться гораздо более удобный и эффективный детонирующий шнур, авиация будет применять более совершенные пиропатроны с новыми реагентами для вызывания осадков. Сама технология искусственного вызывания дождя применялась еще в 1970-х годах, но теперь под нее разрабатывается новое, современное оборудование. Разрабатываются новые химикаты-пенообразователи, в том числе для создания негорючей быстроотвердевающей пены и новые установки для пенообразования и дозированного распыления огнегасящих смесей.

В настоящее время лесные пожарные ведут подготовительные работы – оформляют необходимую документацию, получают лицензии на искусственное вызывание осадков и на хранение и применение промышленных взрывчатых веществ, проводят обучение сотрудников.

Для выполнения работ по искусственному вызыванию дождя необходимо получение лицензии на активное воздействие на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления, наличие средств активного воздействия на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления (оборудование, реагенты и приборы). Требуется разработка специального оборудования для воздействия на облачность для воздушных судов и создание опытного образца.

«Планируется, что вся необходимая подготовка к выполнению работ по искусственному вызыванию осадков и к использованию взрывчатых веществ будет завершена ФБУ «Авиалесоохрана» к началу пожароопасного сезона 2017 года. Кроме этого, потребуется заключение договоров аренды воздушных судов на пожароопасный сезон на территории Красноярского края, республик Бурятия, Тыва и Хакассия, Забайкальского края и Амурской области. В те же сроки планируется завершение подготовки и тренировки 8 летчиков-наблюдателей для осуществления указанного вида работ», – сообщил начальник ФБУ «Авиалесоохраны» Владимир Гришин.

Для повышения экономической эффективности и снижения эксплуатационных затрат, ФГУП «Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С.А. Чаплыгина» предложен перспективный рентабельный пилотный проект модернизации самолета Ан-2 без доработки планера. Модернизированный самолёт прошел сертификацию как единичный экземпляр, которому присвоено наименование ТВС-2МС.

Обновленный самолёт допущен на все виды авиационных работ: пассажирские перевозки, химические работы, перевозка грузов, воздушные съемки, лесоавиационные работы, поисково-спасательные и другие.

Модернизируемый самолет ТВС-2МС оснащается турбовинтовым двигателем, работающим на авиационном керосине, что в четыре раза ниже стоимости авиационного бензина, используемого при эксплуатации самолета Ан-2. Модернизация дала увеличение крейсерской скорости самолета до 200 км/час в сравнении 180 км/час у самолета Ан-2, увеличение дальности полета, сокращение длины разбега при взлете и пробега при посадке.

Уникальны и лётные характеристики и неприхотливость к условиям эксплуатации самолета: ТВС-2МС – «всепогодный самолет», осуществляющий взлет и посадку на неподготовленные площадки с подбором площадки с воздуха. Возможно также использование ТВС-2МС в танкерном варианте для тушения пожаров с воздуха и поплавковый вариант с убирающимися шасси и посадкой на воду.

По результатам испытаний в 2015 году рекомендован опыт применения лесопожарными службами метода создания минерализованной полосы взрывным способом с помощью детонирующего шнура высокой мощности ДШН-80. Производительность работ составила 250 м/ч.

«В настоящее время специалистами ФБУ «Авиалесоохрана» проводится работа по поддержке разработки и внедрения новых перспективных технологий создания огнезащитных опорных полос с использованием высокоэффективных огнетушащих составов с применением пенообразователей и пропиток, что по производительности равно прокладке минполосы механизированным способом, но менее затратно, и позволяет выполнять их прокладку даже в тех местах, куда невозможно загнать технику»,– прокомментировал ФБУ «Авиалесоохраны» Владимир Гришин.

Прорабатывается метод создания опорных полос из быстротвердеющей пены авиационным способом. В результате испытаний быстротвердеющей пены с дозировкой до 0,5л/м² протяжённость пенной полосы за один слив составила 500-700 метров, в зависимости от скорости вертолета при сливе огнегасящей жидкости под высоким давлением. Отмечена целесообразность применения быстротвердеющей пены на открытых участках и редкостойных насаждениях.

Перспективным направлением в ближайший пожароопасный сезон должно стать применение беспилотных летательных аппаратов дальнего действия для мониторинга лесных пожаров с обеспечением возможности доставки полезных грузов на пожар.

В целях повышения эффективности тушения лесных пожаров СПбНИИЛХ разработан огнезащитный экран. Результаты испытаний в 2015 году показали эффективность его использования для локализации низовых пожаров на незахламленных лесных участках при условии обработки антипиреном напочвенного покрова вдоль нижней границы барьера. При соблюдении всех технологических условий барьер пригоден для многократного применения. Время установки экрана 7-10 минут протяженностью 50м.

«Мы возвращаем старые методики на новом технологическом уровне и вводим в эксплуатацию новые инновационные технологии. Все разработки должны как можно быстрее внедряться в повседневную работу лесных пожарных», – отметил руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Иван Валентик.