Лесная охрана: 8-800-100-94-00

/ 31.10.2016 / Просмотров: 636

Совершенствование правоприменения и управления в лесном секторе должно начинаться с кадров

24 октября 2016 года в Москве в рамках 8-го международного форума «Лес и человек» состоялся круглый стол по теме «Совершенствование правоприменения и управления в лесном секторе».
В работе круглого стола приняли участие заместитель руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Александр Панфилов, ректор ФАУ ДПО ВИПКЛХ, профессор, доктор экономических наук, академик РАЕН Анатолий Петров, представитель московского офиса продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФAO) по связям с Российской Федерацией Агаси Арутюнян (FAO), старший эксперт Европейского института леса Елена Куликова, координатор программы FLEG-II в России от Всемирного банка Мария Сметанина и другие.
В ходе круглого стола обсуждались результаты реализации программы FLEG-II в России, направленной на совершенствование правоприменения и управления в лесном секторе, снижение незаконных рубок леса и иных негативных и такие проблемы как дефицит профессиональных кадров в лесном хозяйстве, оказывающий прямое влияние на эффективность правоприменения и управления в лесном секторе.
«Россия предприняла значительные меры, включающие различные реформы лесного законодательства, в том числе Федеральный Закон 415, который преследует цели отслеживания лесоматериалов с целью принуждения лесопромышленных компаний к работе в соответствии с нормами добровольной лесной сертификации FSC. Ответственность за управление лесами была перенесена с федерального уровня на региональный, что привело к улучшению ситуации на местах, и способствовало эффективной защите лесов и устойчивому управлению ими. Мы призываем частный сектор и гражданское общество также включиться в этот процесс и участвовать в преобразовании использования лесов в соответствии со стандартами FSC», – прокомментировал текущее положение дел представитель московского офиса продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФAO) по связям с Российской Федерацией Агаси Арутюнян.
«Международными обязательствами России по итогам Министерской конференции ECA FLEG стали включение совершенствования системы правоприменения и управления в лесном секторе в число приоритетных задач государственного управления, совершенствование лесного законодательства, укрепление межведомственного сотрудничества и выработка стратегии главных причин незаконных рубок. На сегодняшний день есть положительные изменения, их можно почувствовать, их можно понять. Программа проходит к завершению и принцип ее завершения это делегирование продолжения реализации и поддержки мероприятий программы профильным заинтересованным ведомствам, а также передача готовых продуктов программы заинтересованным сторонам», – подвела итог работы программы координатор программы FLEG II в РФ от Всемирного банка Мария Сметанина.
В ходе дискуссии были положительно оценены такие достижения российского лесного хозяйства, как принятие Федерального закона 415ФЗ, вводящего учёт заготавливаемой древесины и сделок с ней, и таким образом выводящего борьбу с незаконной лесозаготовкой и лесопереработкой, а также контроль за оборотом древесины на новый уровень. В рамках его реализации успешно функционирует система ЕГАИС учета древесины. В связи с необходимостью ужесточения контроля за заготовкой и продажей древесины необходим полный учет в ЕГАИС заготовленной древесины на всех этапах её оборота, от делянки до переработки и экспорта, необходимо развивать региональное законодательство об обороте древесины.
«Результат анализа реализации положений FLEG II в Росси – Россия продолжает оставаться актуальной для процессов FLEG и процессы FLEG актуальны для России. Уровень нелегальных рубок понизился, даже на Дальнем Востоке, но в целом вопросы эффективности и устойчивости лесоуправления остаются крайне актуальными – причины проблемы остаются теми же и лежат как в плоскости лесного сектора, так и вне его», – дала свою оценку результатам программы FLEG в России ведущий эксперт Европейского института леса Елена Куликова.
Особое внимание требуется уделить развитию системы маркировки, дистанционного мониторинга лесов – именно как комплекса мер, который поможет побороть незаконные рубки леса и оборот незаконно заготовленной древесины. Пилотный проект по этому направлению будет запущен в этом году в Иркутской области. По итогам девяти месяцев работы системы ЕГАИС наблюдается тенденция смещения незаконного оборота древесины из сектора «кругляка» в сектор продукции первичного лесопиления.
Участники круглого стола сошлись во мнении, что, несмотря на то, что срок действия программы FLEG-II в России подходит к концу, запущенные ею процессы продолжат оказывать позитивное влияние на лесной сектор, однако нарастающий дефицит кадров, имеющих профильное лесное образование, будет оказывать всё усиливающееся негативное воздействие.
lesdrevmash-2С докладом о состоянии кадрового состава российской лесной отрасли, о дефиците руководителей с профильным лесным образованием, неизбежно оказывающем влияние на всю систему управления лесами на всех уровнях выступил ректор ФАУ ДПО ВИПКЛХ, профессор, доктор экономических наук, академик РАЕН Анатолий Петров.
«Главная задача у нас с вами, и на перспективу, и сегодня – поднять престиж лесного хозяйства и лесного сектора экономики. Для этого надо сделать три вещи: во-первых, в государстве должна быть политическая воля, политический разум, но это не в нашей компетенции. Во-вторых, должны быть умные законы – наш Лесной кодекс за 10 лет оброс поправками до такой степени, что не видно, где – кафтан, а где – заплатки. И третий, очень важный, момент – должны быть умные, квалифицированные, профессионально подготовленные исполнители. Вот если такая триада будет – мы оправдаем доверие людей, работающих в лесу. Но обращаю ваше внимание, что и для создания законов нужны люди, люди профессионально подготовленные. И исполнять правоприменение и управление должны эти люди. Поэтому вопрос, который перед нами стоит, так и называется – «Как через кадровый потенциал решать эти проблемы», – обозначил основную проблематику профессор Анатолий Петров.
В своем выступлении он сообщил, что, по результатам проведенных исследований, на сегодняшний день наиболее высокий процент работников, имеющих профильное лесное образование, в общей численности персонала в сфере государственного управления лесных хозяйством выявлен среди руководителей структурных подразделений – 85%, среди работников лесничеств таких сотрудников только 28%, а среди сотрудников участковых лесничеств – 21%. Среди специалистов по использованию лесов сотрудники, имеющие профильное лесное образование, составляют 41%, среди специалистов по воспроизводству лесов – 60%. Среди специалистов в сфере защиты лесов профильным лесным образованием могут похвастаться только 53%, а в сфере лесного надзора – 40%. Хуже всего обстоит дело в сфере охраны лесов от пожаров – здесь профильное лесное образование есть только у одного из пяти, только у 20% сотрудников.
«Когда мы говорим об ущербе от лесного хозяйства, необходимо понимать, что от этого дефицита профессионалов в отрасли ущерба больше, чем от лесных пожаров. Такие люди – вы сами понимаете, как они управляют лесным хозяйством», – подчеркнул Анатолий Петров.
Ежегодную потребность лесного хозяйства в молодых специалистах профессор Анатолий Петров оценил в 6 тыс. человек. Выход из этой ситуации профессор Петров видит в обеспечении возможности получения дополнительного профильного образования для сотрудников лесного хозяйства и в обучении специалистов именно в контексте той практической деятельности, которую им предстоит осуществлять.