Лесная охрана: 8-800-100-94-00

/ 03.02.2017 / Просмотров: 357

Руководитель Рослесхоза Иван Валентик провел совещание с руководителями лесных ведомств Приволжского федерального округа

31 января 2017 года в рамках рабочего визита в Пермский край заместителя Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации – руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Ивана Валентика состоялось совещание с руководителями лесных ведомств Приволжского федерального округа на тему «Эффективность исполнения переданных полномочий в области лесных отношений субъектами Российской Федерации Приволжского федерального округа: итоги 2016 года и задачи на 2017 год».

В работе совещания приняли участие Губернатор Пермского края Виктор Басаргин, Заместитель руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Николай Кротов, начальник Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу Александр Орнатский, и.о. директора ФБУ «Рослесозащита» Василий Тузов, Прокурор Пермского края Вадим Антипов, ректор ФГБОУ ВО «Уральский государственный лесотехнический университет» Андрей Мехренцев, руководители органов государственной власти субъектов Приволжского федерального округа, осуществляющих управление лесами в рамках переданных полномочий.

Основными темами совещания стали такие направления деятельности лесного хозяйства как воспроизводство лесов и лесоустройство. План по лесовосстановлению в Приволжском федеральном округе в целом выполнен на 111,1% (112 тыс. га), однако есть отдельные вопросы к ряду субъектов по выполнению показателей.

По итогам 2016 года в субъектах Приволжского федерального округа отмечается невыполнение объема работ по рубкам ухода в молодняках, увеличение фонда лесовосстановления, не выполнение объема работ по агротехническим уходам в лесных культурах – в Республике Мордовия, Республике Чувашия, Кировской области, Самарской области, Саратовской области.

«Как правило, результаты государственной инвентаризации лесов показывают наличие значительных претензий к качеству выполненных работ по лесовосстановлению, отсутствие уходов за ними и последующее списание лесных культур, что приводит в итоге к недостижению конечного результата – перевода насаждения в покрытую лесом площадь по хозяйственно-ценным породам. Безусловно, на мониторинг воспроизводства лесов мы обращаем особое внимание, именно на конечный результат воспроизводства лесов – перевод в покрытую лесом площадь по хозяйственно-ценным породам. Это принципиальная задача», – подчеркнул Руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Иван Валентик.

Также отмечено не выполнение объема работ по подготовке почвы под лесные культуры 2017 года в Республике Башкортостан, Республике Мари Эл, Республике Мордовия, Республике Татарстан, Кировской и Саратовской областях.

План лесовосстановления не выполнен в Республике Татарстан, Ульяновской области, по искусственному лесовосстановлению – в Кировской области. Кроме того, отмечается дефицит посадочного материала по хвойным породам в Пензенской области и в Пермском крае. Дефицит желудей отмечен в Чувашской республике, Саратовской области и Оренбургской области.

«Внимание и акценты мы ставим на тематике воспроизводства лесов и качественного лесовосстановления, тематика лесовосстановления и сохранения лесов – приоритетная. Мы впервые запроектировали объёмы лесовосстановления, которые адекватны и немного превышают площадь выбывающих сплошными рубками лесов в целом по Российской Федерации. Если лесовосстановление считать через год, то в 2015 году у нас выбыло 936 тыс. га лесов сплошными рубками, и мы запроектировали лесовосстановление 945 тыс. га, то есть впервые за последнее десятилетие, с момента вступления в силу нового Лесного кодекса, объемы лесовосстановления сравняются и несколько превысят объемы сплошных рубок. Это такое важное, знаковое мероприятие для года экологии».

Отдельно поднимался вопрос проведения лесоустройства в субъектах Приволжского федерального округа. Процент площади земель лесного фонда на которые имеются материалы лесоустройства с давностью менее 10 лет в Удмуртской Республике, Республике Башкортостан, Пермскому краю, Саратовской, Нижегородской, Оренбургской и Пензенской областям составляет менее 30%.

«Основная задача Рослесхоза, как распорядителя средств субвенций Федерального бюджета, как раз и состоит в том, чтобы направить средства на проведения лесоустройства туда, где в среднесрочной перспективе ожидается получение наибольших доходов от лесопользования как в части платежей за использование лесов, так и в части налоговых поступлений. Другими словами, на каждое лесничество, в котором предлагается проведение лесоустройства, должно быть составлено не просто обоснование, а бизнес-план с конкретными суммами затрат и ожидаемых доходов, предполагающий максимальную отдачу от вложенных денег и сроки окупаемости. Лучшие проекты, с качественно проработанной экономикой, финансироваться будут в первую очередь», – сформулировал задачу руководителям лесного хозяйства субъектов РФ Иван Валентик.

В ходе обсуждения было отмечено отсутствие согласования изменения границ защитных лесов и особо защитных участков лесов в Кировской области, Нижегородской области, Республике Башкортостан, Республике Марий Эл, Чувашской Республике.

В части защиты лесов и в контексте планов предстоящей работы лесного хозяйства Приволжского федерального округа на 2017 год обсуждались вопросы повреждения лесов пожарами в 2015 году на общей площади 2,8 тыс. га, наибольшие площади – в Пермском крае, Саратовской и Ульяновской областях, повреждение насаждений Республики Башкортостан в 2016 году лесными пожарами на площади 0,6 тыс. га и ураганными ветрами на площади 1,1 тыс. га, повреждение насаждений ураганными ветрами 2015 года в Республиках Башкортостан, Марий-Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртской и Чувашской Республиках, Пермском крае, Пензенской, Самарской и Ульяновской областях на общей площади 5,9 тыс. га.

Одним из важных предметов обсуждения стали крупные очаги непарного шелкопряда в Республиках Мордовия, Татарстан, Самарской и Ульяновской областях; дубовой зеленой листовертки в Республиках Башкортостан, Татарстан и Ульяновской области; боярышниковой листовертки в Республиках Башкортостан, Татарстан и Чувашской Республике, Оренбургской и Самарской областях, увеличение площадей очагов рыжего соснового пилильщика в Республиках Мордовия, Самарская, Саратовская и Ульяновской области.

«Должны быть установлены правила использования лесов с учётом лесных районов – действительно, невозможно для Калининграда, Томской области и Приморья установить одинаковые правила, одинаковые подходы, одинаковые нормативы. Что касается регионального подхода – будем внедрять. Моя идеология в том, что наука проработает вместе с субъектами соответствующие нормативы, доложат, мы на наших НТС всё это рассмотрим, создадим пилотные проекты, чтобы в соответствующих лесных районах это апробировать, а потом уже эти нормативы нужно утверждать, и делать всё это с привлечением экспертов, общественности, при необходимости – представителей природоохранных организаций, чтобы был консенсус при утверждении новых правил и нормативов», – обозначил свою точку зрения Руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Иван Валентик.

Отдельное внимание было уделено вопросу охраны лесов от пожаров. В своем выступлении Иван Владимирович отметил, что, несмотря на благополучное прохождение пожароопасного сезона 2016 года в Приволжском федеральном округе, расслабляться не следует и охране лесов от пожаров должно уделяться особое внимание.

«Безусловная приоритетная задача – борьба с лесными пожарами. Мы знаем, что округ в прошлом году достойно справился с лесопожарной ситуацией – несмотря на то, что постоянно шёл прогрев, пожары обнаруживались оперативно, и самое главное – обеспечивалась оперативная ликвидация обнаруженных очагов. Это очень важный показатель того, что вся система органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, во взаимодействии с МЧС России обеспечили в этой ситуации очень слаженную работу. Поэтому, по блоку охраны лесов от пожаров 2016 год для Приволжского федерального округа прошёл достаточно спокойно.

Но это не должно нас успокаивать в контексте будущих периодов – тематика сложная и если посмотреть на историю вопроса, то никто не в силах предугадать, в каком федеральном округе лесопожарная угроза будет максимальной. Поэтому необходимо обеспечить максимальную готовность.

Достаточно серьёзные изменения произошли в законодательстве в сфере охраны лесов от пожаров – принят 218 федеральный закон, который очень четко структурировал систему полномочий в сфере борьбы с лесными пожарами. Координирующим органом определено Федеральное агентство лесного хозяйства, создается федеральный оперативный штаб, он будет выдавать субъектам РФ обязательные указания. Установлены нормативы лесопожарного зонирования, сейчас ведется большая работа по обеспеченности субъектов лесопожарной техникой и оборудованием, запущен системный проект по изменению лесного законодательства в сфере охраны лесов от пожаров, поэтому прошу очень внимательно отслеживать изменения и адаптировать свою подготовку под эти новые нормативы и требования, которые сейчас утверждаются. В первую очередь это перевод планов тушения пожаров в электронный вид, сегодня этот проект постановления находится в Правительстве РФ. Все это связано с оптимизацией контроля за лесопожарными формированиями, за теми силами, которые сегодня включаются в сводные планы. Есть у нас предварительная договоренность с Сергеем Борисовичем Ивановым, о том, что мы будем оснащать всю лесопожарную технику системой ГЛОНАСС для того, чтобы контролировать каждую единицу техники на каждом пожаре», – подчеркнул Руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Иван Валентик.