Лесная охрана: 8-800-100-94-00

/ 01.10.2016 / Просмотров: 311

Инновационные средства тушения лесных пожаров

Все инновации в борьбе с лесными пожарами можно разделить на две группы – технологические и законодательные. К технологическим относятся новые технические разработки и методики применения технических средств, а также модернизация ранее применявшихся. Законодательные инновации в области тушения лесных пожаров относятся к вопросам организации мониторинга, тушения и предупреждения возникновения лесных пожаров.

Основными технологическими инновациями, внедряемыми в практику тушения лесных пожаров, являются технологии быстрого создания противопожарных барьеров, что необходимо для локализации масштабных лесных пожаров и природных пожаров в степях.

Традиционно для этой цели применялись лесохозяйственные и лесопожарные трактора, оснащенные специализированными плугами, которые достаточно быстро и эффективно создавали минерализованные противопожарные полосы, препятствующие распространению огня. Однако такая технология имеет ряд минусов – кроме себестоимости прокладки такой минерализованной полосы, необходимо учитывать фактор времени, необходимого на доставку техники к месту тушения, и фактическую возможность применения техники в условиях сильно пересечённой, заболоченной и труднодоступной местности, в том числе на горных склонах.

В такой ситуации обычно использовался ручной труд – парашютисты-пожарные и пожарные-десантники забрасывались вертолётом в район очага пожара и создавали минерализованные полосы вручную, с помощью шанцевого инструмента. Для непосредственного тушения огня использовались наполняемые водой ранцевые огнетушители. Без особых изменений эта технология существует уже более сорока лет и применяется по сей день.

Сегодня внедряется ряд технических устройств и технологий, призванных существенно облегчить работу авиапожарных.

Рядом научных учреждений проводится работа по внедрению новых перспективных технологий создания огнезащитных опорных полос с использованием высокоэффективных огнетушащих составов с применением пенообразователей и пропиток, что по производительности равно прокладке минполосы механизированным способом, но менее затратно.

Так, стоимость работ по созданию минерализованной полосы механизированным способом составляет 4700 руб/км, а с использованием быстроотвердевающей негорючей минеральной пены с помощью моторизованного огнетушителя или воздуходувки – 2291 руб/км. Значительным преимуществом является возможность применять противопожарные полосы из быстроотвердевающей негорючей минеральной пены в тех местах, где работа тракторов невозможна или нет возможности доставить туда технику.

Кроме того, прорабатывается метод создания опорных полос из быстротвердеющей пены авиационным способом. В результате испытаний вертолётных сливных устройств для применения быстротвердеющей пены с дозировкой до 0,5 л/м², протяжённость пенной полосы за один слив составляла от 500 до 700 метров, в зависимости от скорости вертолета при сливе огнегасящей жидкости под высоким давлением. Отмечена целесообразность применения быстротвердеющей пены на открытых участках и редкостойных насаждениях, где пена создает протяженный негорючий противопожарный барьер.

Как альтернатива быстроотвердевающей негорючей минеральной пене ФБУ СПбНИИЛХ был разработан рулонный негорючий огнезащитный экраном, эффективный при высоте пламени до 1,5 м. В 2015 году огнезащитный экран в экспериментальном режиме применяли в Ульяновской и Ленинградской областях, в Краснодарском крае, а в 2016 году – при ликвидации ЧС в лесах, возникшей в следствие лесных пожаров на территории Республики Бурятия. Результаты испытаний в 2015 году показали эффективность его использования для локализации низовых пожаров на незахламленных лесных участках при условии обработки антипиреном напочвенного покрова вдоль нижней границы барьера. При соблюдении всех технологических условий барьер пригоден для многократного применения. Время установки экрана 7-10 минут протяженностью 50м.

Несомненным плюсом является возможность многократного применения экрана, высокая пригодность для транспортировки авиацией и выброски парашютным способом вместе с парашютистами-пожарными в район очага лесного пожара в труднодоступной местности, а также возможность использования в безводных районах.

Для тушения кромки лесного пожара без применения тяжелой техники специалистами ФБУ «Авиалесоохрана» разработан и внедряется в эксплуатацию ранцевый моторизованный огнетушитель ОРМ-4/25. Он предназначен для тушения лесных и степных пожаров высокодисперсной (мелкораспыленной) струей огнетушащего состава под давлением и прокладки опорных полос из пены, а также для опрыскивания от вредителей и болезней леса питомников и садов. Производительность нового огнетушителя составляет 3,7 л/мин при давлении струи от 25 атмосфер. Конструкция позволяет регулировать давление и более экономно расходовать огнетушащий раствор. По оценке специалистов, ОРМ – 4/25 имеет ряд преимуществ по сравнению с существующими аналогами. В частности, складная рама с эластичной емкостью более удобна при транспортировке, ствол-распылитель со сменными насадками позволяет легко управлять струей, рама снабжена термоизолирующим наспинником, а заплечные ремни оборудованы карманами для средств связи. Одной заправки достаточно для бесперебойной работы огнетушителя в течение полутора часов.

Применение ОРМ – 4/25 повышает производительность труда на тушении природных пожаров более чем в 5 раз, снижая трудозатраты оператора. В сложенном виде ОРМ – 4/25 удобен для транспортировки воздушным транспортом к местам тушения лесных пожаров и различных видов десантирования авиапожарных.

Ранцевый моторизованный огнетушитель ОРМ – 4/25, созданный и внедренный ФБУ «Авиалесоохрана», был отмечен медалью «Гарантия качества и безопасности» на международном салоне «Комплексная безопасность – 2013».

Для прокладки минерализованных противопожарных полос, особенно в безводных лесных массивах, а также непосредственного тушения кромки грунтом слабого низового пожара в насаждениях с толщиной подстилки до 10-15 см разработан ручной моторизованный грунтомет ГРМ-0,25/5.

Грунтомет имеет разъемное устройство, разделяющее его на две части, что позволяет сократить его габариты при транспортировке, что позволяет транспортировать его автомобильным транспортом, а такжевоздушным транспортом в удаленные и труднодоступные районы, куда невозможна доставка тракторной техники.

Режуще-метательные ножи грунтомета закреплены на специальном диске при помощи шарниров, что позволяет исключить ударную нагрузку на трансмиссию при попадании ножей на толстые корни и другие препятствия, обеспечивая бесперебойную работу его двигателя.

Применение ручного моторизованного грунтомета ГРМ-0,25 /5 при тушении лесных пожаров повышает производительность труда при прокладке минерализованных полос в несколько раз в сравнении с ручным способом.

За разработку опытного образца ручного моторизованного грунтомета ГРМ-0,25 /5, обеспечивающего механизацию ручного труда при прокладке минерализованных полос для локализации и ликвидации лесных пожаров ФБУ «Авиалесоохрана» в 2014 году награждено золотой медалью и дипломом VII международного салона «Комплексная безопасность».

По результатам испытаний в 2015 году рекомендован опыт применения лесопожарными службами метода создания минерализованной полосы взрывным способом с помощью детонирующего шнура высокой мощности ДШН-80. Производительность работ составила 250 м/ч.

Перспективным направлением в ближайший пожароопасный сезон должно стать применение беспилотных летательных аппаратов дальнего действия для мониторинга лесных пожаров с обеспечением возможности доставки полезных грузов на пожар.

Беспилотный летательный аппарат Ка-137 вертикального взлета и посадки нейтрален к скорости и направлению ветра, обладает хорошей устойчивостью и управляемостью, способен зависать в непосредственной близости от обследуемого объекта для его детального изучения. Дальность полета составляет 530 км, максимальная скорость – 175 км/ч, практический потолок – 5000 м, возможность доставки груза до 80 кг.

Другим перспективным аппаратом является Kaman K-MAX — беспилотный гражданский вертолёт иностранного производства, спроектированный специально для транспортировки грузов на внешней подвеске. Дальность полета составляет 494 км, максимальная скорость – 185 км/ч, практический потолок – 4600 м, возможность доставки груза до 2721 кг.

В целях повышения экономической эффективности и снижения эксплуатационных затрат при выполнении лесоавиационных работ, в том числе лесопожарного мониторинга и заброски авиапожарных к очагам пожаров на удалённых и труднодоступных территориях, ФГУП «Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С.А. Чаплыгина» предложен перспективный рентабельный пилотный проект модернизации самолета Ан-2 без доработки планера. Модернизированный самолёт прошел сертификацию как единичный экземпляр, которому присвоено наименование ТВС-2МС. Самолёт допущен к выполнению всех видов авиационных работ: пассажирские перевозки, химические работы, перевозка грузов, воздушные съемки, лесоавиационные работы, поисково-спасательные и другие.

Модернизируемый самолет ТВС-2МС оснащается турбовинтовым двигателем, работающим на авиационном керосине, что в четыре раза ниже стоимости авиационного бензина, используемого при эксплуатации самолета         Ан-2. Замена двигателя даёт увеличение крейсерской скорости самолета до 200 км/час в сравнении 180 км/час у самолета Ан-2, увеличение дальности полета, сокращение длины разбега при взлете и пробега при посадке.

При этом усиливаются изначально заложенные в конструкцию уникальные лётные характеристики самолёта Ан-2 и его неприхотливость к условиям эксплуатации самолета – ТВС-2МС это «всепогодный» самолет, осуществляющий взлет и посадку на неподготовленные площадки с подбором с воздуха. Возможно также использование ТВС-2МС в танкерном варианте для тушения пожаров с воздуха), и поплавковый вариант с убирающимися шасси и посадкой на воду.

Также в распоряжение лесных пожарных возвращаются ранее использовавшиеся методы, такие как искусственное вызывание осадков. Эта возможность появилась в связи с изменениями, внесенными в Лесной кодекс Федеральным законом от 23.06.2016 N 218-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений» – на ФБУ «Авиалесоохрана», в рамках государственного задания, возложено осуществление мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров.

Планируется начать применение этой технологии уже в следующем лесопожарном сезоне, пока с использованием ранее разработанного оборудования. Новое авиационное оборудование находится в стадии разработки, но даже имеющееся показало свою эффективность – при проведении эксперимента летом 2016 года в Байкальском регионе удалось вызвать трехдневные дожди в районе очагов сложных лесных пожаров.

Законодательные инновации в области борьбы с лесными пожарами относятся в основном к конкретизации полномочий и зон ответственности различных ведомств, расширяют и уточняют условия для введения режима ЧС в регионах и привлечения сил Федерального резерва, конкретизируют зоны контроля лесных пожаров.

В результате внесённых в Лесной кодекс изменений, все полномочия по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда сосредотачиваются в одних руках, все решения в этой части будут приниматься Рослесхозом с привлечением при необходимости других ведомств, но с сохранением всей полноты контроля за процессом.

Теперь при тушении лесных пожаров функции по координации всех сил и средств тушения лесных пожаров будут возлагаться на Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области лесных отношений – Федеральное агентство лесного хозяйства. Для координации работ по тушению лесных пожаров будет создан Федеральный штаб, такие же штабы будут созданы во всех субъектах Российской Федерации. Указания федерального штаба по координации деятельности по тушению лесных пожаров будут обязательны для исполнения всеми участниками деятельности по охране лесов от пожаров.

Непосредственное руководство тушением лесного пожара теперь полностью закрепляется за руководителем тушения лесного пожара, который на принципах единоначалия управляет всеми силами и средствами тушения лесных пожаров. Его указания по тушению лесного пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой идёт тушение лесного пожара. Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения лесного пожара или отменять его распоряжения при тушении лесного пожара. Руководитель тушения лесного пожара отвечает за выполнение задачи и за безопасность лиц, осуществляющих тушение лесных пожаров.

В Лесной Кодекс Российской Федерации внесены изменения, которые закрепляют положения о зонах применения различных способов охраны лесов от пожаров. Также Закон вводит понятие «лесопожарного зонирования», в рамках которого в зависимости от экономического и экологического значения лесов, а также социально-экономического развития территорий и природной пожарной опасности лесов будут определены зоны применения различных способов охраны лесов от пожаров. Границы зон будут устанавливаться Федеральным агентством лесного хозяйства.

Кроме того, внесенные в Лесной кодекс изменения предусматривают возможность досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного, бессрочного, пользования лесным участком, если арендаторы не выполняют меры по охране лесов от пожаров, предусмотренные лесохозяйственным регламентом и проектом освоения лесов.