Лесная охрана: 8-800-100-94-00

/ 26.04.2017 / Просмотров: 1247

III-е заседание Оргкомитета по проведению в России Года экологии

25 апреля 2017 года заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации – руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Иван Валентик выступил с докладом на III-м заседании Оргкомитета по проведению в России Года экологии под председательством спецпредставителя Президента Российской Федерации Сергея Иванова.

В своем докладе Иван Валентик остановился на ряде принципиальных вопросов, стоящих перед лесной отраслью страны. В частности, по итогам заседания Президиума Госсовета в Улан-Удэ, состоявшегося в апреле 2013 года, Президентом был дан перечень поручений о подготовке концептуальных изменений в Лесной кодекс 2007 года, реализация которого завершена Правительством в этом году.

Для арендаторов созданы необходимые условия стабильной работы – реализованы механизмы пролонгации договоров аренды, внесения в них изменений, для малого бизнеса создан механизм доступа к лесным ресурсам по договору купли-продажи, государственным учреждениям в 2014 году возвращена возможность выполнять в лесу весь комплекс лесохозяйственных работ. Внедрена и развивается система учета сделок с древесиной, приняты системные решения по повышению прозрачности процедур назначения санитарных рубок, восстанавливается централизованная система авиационной охраны лесов.

Сегодня сложилась ситуация, когда лесные богатства страны передаются в пользование по минимальным ценам. Фактически многие наиболее экономически доступные лесные участки находятся в пользовании у перекупщиков, которые занимаются элементарной перепродажей леса на корню. Такая практика распространена во всех основных лесных регионах страны. В результате     консолидированный бюджет ежегодно недополучает около 90 миллиардов рублей. Безусловно есть ряд хороших примеров, когда лесные участки находятся в руках добросовестных пользователей, но таких примеров единицы.

Болезненной выглядит ситуация с обеспечением, на основании 206-ФЗ доступа малого и среднего бизнеса к лесным ресурсам на краткосрочной основе через проведение аукционов. Однако, в крупных лесопромышленных регионах, такие аукционы по купле-продаже для малого и среднего бизнеса также проводятся с одним участником. А доходы от них «придерживаются» и не возвращаются в лесное хозяйство.

Однозначно, потенциал отрасли скрыт в создании и обеспечении процедур предоставления прав на использование лесных ресурсов через торги. Необходима реальная конкуренция за доступ к лесным ресурсам. Для этого необходимо распространить все процедуры 44-ФЗ на все лесные торги. Все торги должны проводится в электронном виде и исключительно на федеральных электронных площадках. Необходимо отказаться от заключения договора с единственным участником аукциона. Принципиально важно дать возможность добросовестному и крепкому бизнесу инициировать проведение торгов.

Также необходимо внести в лесное законодательство требование о размещении информации о всех доступных для вовлечения в оборот лесных участках на официальных сайтах региональных администраций. Это искоренит практику «придерживания» участков для планируемых проектов, так называемого резервирования, когда лесные участки фактически выводятся из оборота на годы в ожидании принятия инвестиционных решений. А ставки платы, в свою очередь, должны быть увязан с рыночными ценами на лесоматериалы.

Очередной вопрос, остро стоящий перед лесным хозяйством Российской Федерации – ведение лесного хозяйства на территориях лесов, не переданных в аренду. Работая в пределах лимитов доведенного госзадания они лишены права заниматься заготовкой спелых и перестойных лесов, что не только экономически неэффективно, но и ведет к ухудшению экологического состояния лесов. Сейчас заготовка лесничествами ведется в погибших и поврежденных насаждениях, а получаемая древесина, как правило, низкотоварная и не приносит существенного дохода. Необходимо, чтобы лесхозам была предоставлена возможность заготавливать древесину не только при санитарно-оздоровительных мероприятиях, но и на лесных участках, не востребованных бизнесом. При этом вся заготовленная древесина должна реализовываться на организованных биржевых торгах.

Если данные экономические механизмы заработают, то следующим этапом может стать закрепление за регионами лесных полномочий в качестве собственных при одновременном создании эффективной системы надзора на федеральном уровне.

Доклад Ивана Валентика на III-м заседании Оргкомитета по проведению в России Года экологии

_________________________________________________________________________________ Берегите лес! Заметив в лесу пожар или другое происшествие — сообщите об этом в Федеральную диспетчерскую службу лесного хозяйства посредством приложения «Берегите лес» Версия для Android Версия для IOS Версия для WindowsPhone