Лесная охрана: 8-800-100-94-00

/ 24.12.2018 / Просмотров: 208

Дуальное обучение: опыт Читинского филиала

Сегодня многие предприятия реального сектора экономики ищут пути взаимодействия с учебными заведениями, чтобы совместно обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов.

Кадровый голод и разрыв между учебными планами и технологическими запросами отрасли ощущается все сильнее, и единственным способом обеспечить в отрасль приток молодых специалистов, подготовленных к работе, становится сотрудничество по усовершенствованию программы подготовки и закрепления на производстве молодых специалистов.

О кадровой политике и перспективах решения проблемы «кадрового голода» мы поговорили с директором Читинского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» Ольгой Пеховой.

Ольга Иннокентьевна, как вы решаете проблему притока молодых специалистов в филиал?

Кадровая проблема, одна из главных в лесной отрасли нашего края, которая стала стремительно усугубляться с начала девяностых годов. В этот сложный период прекратился приток необходимого количества выпускников учебных заведений в отрасль, при этом наш филиал всегда нуждался в уникальных специалистах, подготовка которых требует системной работы. В итоге в лесном комплексе края стала образовываться кадровый «голод», несмотря на то, что в Чите есть специализированное учебное заведение — политехнический колледж, осуществляющий подготовку специалистов лесного хозяйства.

Именно с этим учебным заведением мы и решили наладить тесное сотрудничество, чтобы обеспечить себя специалистами более адресно.

В процессе обсуждения вопросов взаимодействия родилась идея внедрения дуального обучения. Сегодня это самая актуальная система профессионального образования с мировым признанием.

Что это за система? Чем она хороша для лесного хозяйства?

Дуальное обучение предусматривает организацию теоретической части подготовки специалиста на базе образовательной организации, а практической — непосредственно в учреждении.

Так называемое практико-ориентированное обучение позволяет значительно усовершенствовать и синхронизировать учебный процесс с закреплением практических навыков в реальных условиях, повысить мотивацию «будущих» сотрудников и сократить процесс адаптации в трудовом коллективе.

Читинскому филиалу сегодня необходимы специалисты, которые обладают не только разносторонними знаниями в сфере лесного хозяйства, охраны и защиты леса, но и в сфере современных цифровых технологий, а также обладают навыками работы с большими объемами данных, геоинформационными системами и современным программным обеспечением.

Учебное заведение же с имеющимся материально-техническим оснащением не может обеспечить освоение требуемых навыков в полном объеме. Выход из ситуации – практические занятия в филиале.

Для оперативного решения организационных вопросов подготовки высококвалифицированных специалистов Читинский филиал ФГБУ «Рослесинфорг» и ГПОУ «Читинский политехнический колледж» заключили договор о сотрудничестве.

Какого результата удалось добиться?

В рамках договоренностей мы взяли на себя обязательства предоставить рабочие места четырем студентам, обучить их практическим знаниям и навыкам, а также организовать систему наставничества.

Колледж в свою очередь для этих студентов разработал индивидуальные программы обучения с целью оптимального сочетания учебного и рабочего процессов.

Первый опыт принес удовлетворение всем сторонам. Учебное заведение подготовило специалистов с глубокими теоретическими и практическими знаниями, студенты освоили комплекс профессиональных компетенций, который позволяет им успешно трудоустроиться у нас и приступить к работе в комфортных условиях без долгого процесса адаптации. Дуальное образование значительно сокращает адаптационный период и, естественно, не тормозит производственный процесс и сокращает материальные затраты.

Таким образом филиал, участвуя в формировании учебного плана и организации практических занятий, подготовил кадры «под себя». Кроме этого внедрение дуального обучения в филиале позволило возродить систему наставничества.

Расскажите об успехах новых сотрудников?

Очень приятно, что трое выпускников программы дуального обучения уже трудятся в нашем филиале. Один из них, Михаил Зедрисламов, еще будучи практикантом был на полевых работах по инвентаризации лесов в составе бригады под руководством начальника отдела ГИЛ Сергея Бузина и по итогам конкурса профессионального мастерства среди работников ФГБУ «Рослесинфорг» их бригада заняла первое место. Михаил зарекомендовал себя как высококвалифицированный, мотивированный и ответственный специалист, который готов к решению самых сложных профессиональных задач.

Каковы перспективы у данной практики взаимодействия с колледжем?

В этом году заключен договор на дуальное обучение уже шести студентов колледжа. Сейчас они задействованы в создании цифровой базы для работы по государственной инвентаризации лесов.

Наши сотрудники уже научили ребят азам технологии создания карт, показали, как работать в программе «АРМ таксатора». После такого плотного сотрудничества опытных и начинающих специалистов, у молодежи исчезает страх перед самостоятельной работой.

Наш опыт сотрудничества с Читинским политехническим колледжем я представила в рамках деловой программы III Регионального чемпионата «Молодые профессионалы» в Министерстве образования, науки и молодежной политики Забайкальского края.

Опыт внедрения дуального образования в системе филиалов ФГБУ «Рослесинфорг» опробован впервые и его результаты будут внимательно проанализированы.

 С целью подготовки специалистов для такой уникальной профессиональной деятельности как учет лесов используются новые формы практико-ориентированного обучения, которые позволяют обеспечить оперативное внедрение цифровых технологий и новейшего оборудования в системе лесного хозяйства.

В связи с тем, что филиалы учреждения находятся по всей территории страны, но не в каждом субъекте имеются отраслевые учебные заведения, планируется применение комбинированных систем подготовки кадров, и уже сейчас организовано взаимодействие с ведущими вузами страны центральной России и Сибирском федеральном округе.

ФГБУ «Рослесинфорг