Лесная охрана: 8-800-100-94-00

/ 23.09.2016 / Просмотров: 108

До введения 455-ФЗ осталось меньше месяца

22 сентября 2016 года, в рамках проведения торжественных мероприятий, посвященных 50-летнему юбилею празднования Дня работников леса был проведен круглый стол на тему «Проблемы правоприменения Федерального закона № 455-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования регулирования защиты лесов от вредных организмов». Закон был принят Государственной Думой 16 декабря 2015 года, одобрен Советом Федерации 25 декабря 2015 года и вступает в силу с 1 октября 2016 года.
В обсуждении приняли участие: начальник Управления охраны и защиты лесов Федерального агентства лесного хозяйства Виталий Акбердин, директор Российского центра защиты леса Евгений Трунов, заместитель директора ФБУ «Рослесозащита» Василий Тузов, начальники Департаментов лесного хозяйства федеральных округов, директора лесничеств, директора филиалов ФБУ «Рослесозащита», крупные арендаторы лесных территорий.

Принятие изменений в Лесной кодекс, вводимые 455-ФЗ, вызвало ряд вопросов в профессиональной среде. Для их разрешения и был организован круглый стол, цель которого обозначить проблемы в области правоприменения законодательных новелл и наметить пути их решения.
Основные проблемы, обозначенные на заседании круглого стола, связаны с вопросами регулирования защиты лесов от вредных организмов. Так, например, в Статье 602 «Мероприятия по защите лесов» в П. 2 указано, что «защита лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом», однако по информации заместитель директора ФБУ «Рослесозащита» Василия Тузова «земли обороны и безопасности и земли особо охраняемых природных территорий имеют особенности, не позволяющие в полной мере применять положения настоящего Кодекса».

В Статье 608 «Ликвидация очагов вредных организмов» не урегулирован вопрос участия крупных арендаторов в ликвидации означенных очагов. Вводимая формулировка в П. 1.3 «рубка лесных насаждений в целях регулирования породного и возрастного составов лесных насаждений, зараженных вредными организмами» также вызвала у участников круглого стола ряд вопросов. В частности, была отмечена некорректность самой формулировки. Также в Законе не уточняются критерии, по которым область поражения вредными организмами определяется как «очаг вредных организмов».
В ходе обсуждения 455 федерального закона, вносящего изменения в Лесной кодекс, было выявлено, что в Статье 607 П. 3 «Предупреждение распространения вредных организмов» указано: «По результатам осуществления санитарно-оздоровительных мероприятий вносятся изменения в лесной план субъекта Российской Федерации, лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка». При этом, как было отмечено, изменения в лесной план и лесохозяйственный регламент вносятся только после осуществления санитарно-оздоровительных мероприятий, а в проект освоения до этого. Вместе с тем, акт лесопатологического обследования является единственным основанием проведения санитарно-оздоровительных мероприятий.

Статья 89 Лесного кодекса РФ, согласно принятым изменениям, дополняется следующей информацией: «Государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов проводится в течение не более чем тридцать дней со дня его поступления в уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления. Государственная или муниципальная экспертиза изменений в проект освоения лесов, подготовленных на основании акта лесопатологического обследования, проводится в течение не более чем десять рабочих дней со дня их поступления в уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления». При этом, как было отмечено выступающими, проведение экспертизы проектов освоения лесов становится формальным мероприятием после прохождения нескольких уровней контроля актов лесопатологического обследования, а сокращение сроков её проведение в 3 раза потребует перестройки работы экспертных комиссий. Как следствие, необходимо повышение квалификации кадров, что потребует дополнительных затрат.

В П.3 Статьи 606 «Лесопатологические обследования» указывается: «По результатам лесопатологического обследования составляется акт лесопатологического обследования, который <…> размещается на официальном сайте органа государственной власти или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Как было отмечено участниками круглого стола, в результате вносимого изменения потребуется перестройка системы планирования и обмена информацией с организациями, выполняющими Государственный лесопатологический мониторинг и лесопатологическое обследование. Необходимость опубликования Акта лесопатологического обследования потребует усиления ответственности всех участников лесных отношений, а также повышения их квалификации.
Вопрос контроля актов лесопатологического обследования – тема, вызвавшая наибольшее количество вопросов и жаркое обсуждение на заседании круглого стола. В частности, в П. 15 Части 9 Статьи 83 существующий Лесной кодекс дополняется пунктом 42 следующего содержания: Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти «осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, контроль за достоверностью сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов и обоснованностью мероприятий, предусмотренных актами лесопатологических обследований, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им полномочия, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене соответствующих актов лесопатологических обследований или о внесении в них изменений». Как было отмечено участниками круглого стола, Федеральный контроль за достоверностью сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов и обоснованностью мероприятий, предусмотренных актами лесопатологического обследования, потребует создания дополнительных рабочих мест, разработки автоматизированной информационной системы и административного регламента по опубликованию и контролю Актов лесопатологического обследования.
Для решения этой проблемы, а также для усиления контроля на заседании круглого стола было предложено в обязательном порядке ввести реестр движения Актов ЛПО. Кроме того, модератор круглого стола директор ФБГУ «Рослесозащита» Евгений Трунов, обратил внимание собравшихся на существенно сокращающиеся сроки проверки обоснованности назначения санитарных мероприятий по Актам лесопатологического обследования с 9 месяцев до 30 дней.
На круглом столе было отмечено, что устанавливается личная ответственность лесопатолога в рамках действующего Уголовного Кодекса РФ за предоставление ложных, либо ошибочных данных лесопатологической экспертизы.

Проректор по маркетингу, публичной и образовательной деятельности Всероссийского института повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства Павел Кукушкин доложил участникам заседания круглого стола об итогах проведенных семинаров с департаментами лесного хозяйства по федеральным округам. Было проведено два очных и два дистанционных семинара для Департаментов и субъектов Центрального, Северо-Западного, Южного, Дальневосточного, Сибирского и Приволжского федеральных округов. В обучающих семинарах приняли участие 209 человек. Было отмечено, что явка представителей департаментов лесного хозяйства по федеральным округам была крайне низкой. Представители бизнес-структур к означенным мероприятиям также не проявили должного интереса. При этом принимаемые изменения в Лесной кодекс крайне важны.

По итогам семинаров было проведено тестирование, в результате которого в группу вопросов, вызвавших наибольшее затруднение попали основообразующие темы: мероприятия, осуществляемые при ограничении пребывания граждан в лесах, мероприятия по ликвидации очагов вредных организмов, рубки лесных насаждений, являющихся очагами вредных организмов, выполнение лесозащитных мероприятий на арендованных территориях и порядок признания сведений, указанных в актах лесопатологического обследования, недостоверными. Низкий интерес регионов к вводимым законодательным новеллам может значительно осложнить внедрение 455-ФЗ. В ближайшее время планируется провести семинар с представителями лесной отрасли Уральского федерального округа.
В итоге заседания круглого стола было предложено создать рабочую группу, члены которой могли бы в оперативном режиме реагировать на ситуации, связанные с внедрением изменений в Лесной кодекс и помогать в разрешении возможных проблем до принятия полного пакета нормативных актов в рамках реализации 455-ФЗ, в случае их возникновения.